МБОУ «Центр образования им. А.Некрасова»
г. Кирово-Чепецк, Кировская область
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

    Начало учебы в школе является переломным моментом в жизни каждого ребенка. И от того, насколько хорошо он адаптируется к новым условиям, зависит то, как комфортно ему будет следующие одиннадцать лет. Ведь от психологического настроя во многом зависят успехи в учебе и отношения со сверстниками. Рекомендации родителям первоклассников по адаптации к школе помогут ребенку легче пережить этот непростой период перехода к новой жизни.

    Адаптация первоклассников: советы родителям

    1. Начинайте морально готовить ребенка к школе заранее, еще в детском саду. Начиная с весны водите ребенка в школу, познакомьте с будущей учительницей. По предварительной договоренности посидите с ним на нескольких уроках. Сделайте так, чтобы 1 сентября он пришел в знакомую обстановку, с положительным настроем. Не обязательно ходить на подготовительные курсы, можно попроситься поговорить с учителем и побывать в школе и без посещения курсов.
    2. Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.
    3. Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе.
    4. Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.
    5. Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.
    6. Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни. Например, если у малыша проблемы с речью, начните посещать логопеда, чтобы избавиться от них до конца первого класса.
    7. Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.
    8. С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.
    9. Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть.
    10. Помните, что каждый ребенок индивидуален. В таком важном вопросе, как адаптация первоклассников, советы родителям начинаются именно с этого. Не нужно сравнивать успехи своего малыша с другими и тем более приводить ему в пример кого-то. Такое поведение приведет лишь к снижению уверенности в себе и страхам перед учебой.

    Что такое готовность ребенка к школе?

      Готовность ребенка к школьному обучению:

      Личностная готовность к школе — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

      Интеллектуальная готовность к школе — наличие кругозора, запаса конкретных знаний и умений, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

      Социально-психологическая готовность к школе — умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение войти в другое сообщество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, проявлять инициативу.

      Физиологическая готовность к школе — уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

      Как определить уровень готовности ребенка 
      к обучению школе?

      О

      Развитие речи и формирование готовности детей к овладению грамотой

      1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:
      • умение выделять заданный звук в потоке речи;
      • умение определять позицию звука в словах(в начале, в середине, в конце);
      • владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
      1. Умение членить слова на слоги.
      2. Умение составлять предложения из 3–4 слов.
      3. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
      4. Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
      5. Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым).
      6. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

      Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике

      1. Счет и отсчет предметов заданного количества.
      2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.
      3. Умение называть предыдущее и последующее число для исходного.
      4. Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.
      5. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
      6. Знание знаков +, -, =, умение пользоваться арифметическими знаками действий.
      7. Умение соотносить цифру и число предметов.
      8. Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
      9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.
      10. Умение делить круг и квадрат на две и четыре части.
      11. Умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

      Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:

      1. Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.
      2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.
      3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
      4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.
      5. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

      Психологическая готовность ребенка к школе:

      Социально-психологическая готовность к школе:

      • Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
      • Умение общаться со сверстниками и взрослыми(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
      • Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, при необходимости уточнить задание).

      Развитие школьно-значимых психологических функций:

      • Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
      • Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
      • Координация системы глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии.
      • Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).
      • Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15–20 минут).
      • Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).

      Социальная готовность ребёнка к школе:

      1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
      2. Есть ли у ребенка друзья?
      3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
      4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
      5. Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?
      6. Преобладающий стиль поведения: агрессивный, позитивный.

      Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

      Анкета для родителей по адаптации первоклассника к школе

      Насколько успешно привыкает ребенок к новым условиям, поможет понять небольшое тестирование. Эта анкета для родителей по адаптации первоклассников выявит, есть ли у ребенка проблемы со школой и нужна ли ему помощь.

      Анкета

      1. Охотно ли идет ребенок в школу?
      • неохотно (ДА);
      • без особой охоты (ВДА);
      • охотно, с радостью (А);
      • затрудняюсь ответить.

      Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

      • пока нет (ДА);
      • не совсем (ВДА);
      • основном, да (А);
      • затрудняюсь ответить.

      Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

      • скорее нет, чем да (ДА);
      • не вполне (ВДА);
      • в основном да (А);
      • затрудняюсь ответить.

      Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

      • иногда (ВДА);
      • довольно часто (А);
      • pатрудняюсь ответить.

      Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

      • в основном отрицательные впечатления (ДА);
      • положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА);
      • в основном положительные впечатления (А).

      Сколько времени в среднем тратит ребенок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру).

      Нуждается ли ваш ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

      • довольно часто (ДА);
      • иногда (ВДА);
      • не нуждается в помощи (А);
      • затрудняюсь ответить.

      Как ребенок преодолевает трудности в работе?

      • перед трудностями сразу пасует (ДА);
      • обращается за помощью (ВДА);
      • старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА);
      • настойчив в преодолении трудностей (А);
      • затрудняюсь ответить.

      Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

      • сам этого сделать не может (ДА);
      • иногда может (ВДА);
      • может, если его побудить к этому (А);
      • как правило, может (А);
      • затрудняюсь ответить.

       Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

      • довольно часто (ДА);
      • бывает, но редко (ВДА);
      • такого практически не бывает (А);
      • затрудняюсь ответить.

       Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

      • нет (ДА);
      • скорее нет, чем да (ВДА);
      • скорее да, чем нет (А);
      • затрудняюсь ответить.

      Подсчитайте количество выбранных вариантов в скобках. Наибольшая цифра характеризует уровень адаптации: 

      • А  — адаптация;
      • ВДА —  возможна дезадаптация;
      • ДА — дезадаптация.

      Задание для взрослых.

      Описание задания для взрослых.

      1. Вопрос 1
      2. Вопрос 2
      3. Вопрос 3

      Приём письменных заявлений в 1 класс

      День недели Время 1 Время 2
      Понедельник Укажите время Укажите время
      Вторник Укажите время Укажите время
      Среда Укажите время Укажите время
      Четверг Укажите время Укажите время
      Пятница Укажите время Укажите время

      Зачисление в первый класс

      С использованием ЕРИСО КО

      Поделиться страницей

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie